Несомненными достоинствам центробежных насосов
является простота изготовления и эксплуатации, следовательно - дешевизна. На
предприятиях за внешнее сходство их с любовью называет "улитками",
"центробежками".
Корпуса
центробежных насосов отливают из чугуна, или
отштамповывают из стали (при значительных давлениях). Корпус может быть как
цельным, так и состоящим из нескольких частей, крепящихся между собой при
помощи резьбовых соединений. Последний вариант более практичен, поскольку не
затрудняет доступа к рабочему колесу, упрощает проведение ремонтных работ и
замену деталей. Внутренняя поверхность корпуса должна быть максимально гладкой
и не иметь острых углов, т.к. это препятствует движению жидкости, создает
гидродинамическое сопротивление, т.е. снижает КПД агрегата.
Иногда в корпусе последовательно располагается
несколько рабочих колес на одном валу. Такие насосы способны создавать большее
давление и называются многоступенчатыми. В корпусе располагается рабочий вал,
опирающийся на подшипники качения или скольжения. В агрегатах с большими
частотами вращения вала, в которых наблюдается нагрев подшипников до высоких
температур, в узлах подшипников применяют систему принудительного смазывания и
охлаждения.
Насосные
валы - одно из наиболее уязвимых мест насосов. На
вращающийся вал действуют силы трения, тяжести, кавитации и пр. Поэтому чаще
валы изготавливают из легированной (обладающей повышенной прочностью) стали,
при работе в агрессивных средах - из нержавеющей стали.
Вал должен быть статично и динамически
сбалансирован, в противном случае это может привести к преждевременному износу
и даже механическому разрушению корпуса (на значительных частотах вращения). В
корпорации "ЭСПА" проверка вала на сбалансированность производится с
применением новейших технологий на специальных станках. В
"Ливгидромаше" валы проверяют с помощью лазерных лучей и специфичного
программного обеспечения.
Рабочее колесо "центробежки" можно назвать главной деталью. Именно благодаря колесу-ротору происходит передача механической энергии перемещаемой среде и от его устройства во многом зависит КПД. По конструкции колеса бывают открытыми ,т. е. без диска, покрывающего лопатки, и закрытыми. Центробежные насосы, применяемые для перекачки вязких жидкостей, как правило, выполняются с открытыми рабочими колесами, внешне напоминающими пропеллер. Такой же тип колес применяют в тех случаях, когда не требуется создавать большое давление в перекачиваемой среде. Закрытый тип колес применяется гораздо чаще; в таких насосах КПД более высок, т.к. щелевые перетеки в жидкости почти отсутствуют. Именно такой тип колес применяется во многих "центробежках" производства ОАО "ЭНА", ЗАО НПО "Уралгидропром". В крупногабаритных насосах ОАО "Ливгидромаш" рабочие плоскости колеса отштамповывают из стали и закрепляют в чугунном ободе. В химических насосах ОАО "ЭНА", предназначенных для перекачки агрессивных сред, иногда рабочее колесо изготавливается из каучука, керамики и некоторых других композитных материалов, стойких к химически активным веществам. Рабочее колесо жестко крепится на валу шпоночным или резьбовым соединением. Для обеспечения герметичности насоса в местах выхода вала наружу устанавливаются сальники и уплотнительные кольца. В качестве источника механической энергии в насосах чаще всего применяются электродвигатели.
|